Ибрагимова Лейля Алимовна
педагог-психолог МБОУ «ОКЛ»
Психолог – это специалист с высшим гуманитарным образованием в области психологии, который работает со здоровыми людьми, испытывающими определенные трудности в конкретный момент своей жизни.
Чем психолог отличается от психиатра?
Многие не отличают психолога от психиатра. А отличия есть, и притом существенные. Психиатр — это человек с высшим медицинским образованием, врач, в обязанности которого входит помочь человеку, прежде всего, через медикаментозное лечение.
Психолог же никого не лечит, он не имеет на это права. Психолог помогает словом, анализом ситуаций. В отличие от психиатра психолог работает только с психически здоровыми людьми, нуждающимися в поддержке.
Чем занимается психолог в школе
В работе школьного психолога можно выделить следующие направления:
- Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.
- Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.
- Коррекционно-развивающая работа проводится в виде индивидуальных или групповых занятий, ходе которых психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.
- Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
- Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).
С какими вопросами нужно обращаться к школьному психологу?
К психологу (как школьному, так и любому психологу-консультанту) имеет смысл обращаться с конкретным запросом по поводу систематически повторяющихся (типичных) трудностей ребенка. При этом желательно четко формулировать, в чем состоят затруднения, например:
- «Ступор» при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных работах, при хорошем выполнении таких же заданий дома.
- Ребенок систематически нарушает правила поведения, хотя знает их.
- У ребенка трудности в общении со сверстниками или учителем (конфликты) и т.п.
Уважаемые Родители !!!
Психолог не может за родителей (в обход родителей и учителя) исправить нарушения детской деятельности. Внести коррективы в собственное поведение и во взаимодействие с ребенком могут лишь сами родители и учителя. Поэтому все получится лишь в том случае, если вы будете готовы это сделать и приложите все усилия к изменению действий и отношений. Всё зависит от вас самих!
- Психолог не решает Ваши проблемы за Вас, не «выписывает рецепт». Он объясняет ситуацию и совместно с Вами ищет возможные пути решения проблемы. Изменить ситуацию развития ребенка могут только родители и другие близкие ребенку взрослые!!!
- Как правило, то, что поначалу родителям кажется исключительно «школьной» проблемой ребенка, на самом деле является следствием либо семейных, либо перекочевавших с более ранних этапов развития ребенка проблем. В таких случаях психолог работает не только и не столько с самим ребенком, сколько с парой «родитель-ребенок».
- При работе с психологом Вы и Ваш ребенок занимаете не пассивную позицию «пациентов», а позицию активных, заинтересованных соучастников.
- Психолог соблюдает конфиденциальность, он не разглашает информацию, полученную от Вас или от ребенка.
- Изучив полученную информацию, психолог может дать рекомендации учителю относительно того, как эффективнее работать с Вашим ребенком.
Нормативно-правовые документы
Выписка из Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Российский ребёнок 21 века
Приоритетные направления психолого-педагогических исследований
в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития
(по материалам исследования РАО и РАМН)
- 2005 — 2009 г. — резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста
- Снижение уровня линейного и структурного визуального мышления
- развитие дивергентного мышления (креативности) снизилось с «хорошего» до «слабого»
- Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать
- При этом возрос эмоциональный дискомфорт
- Сужение уровня развития сюжетно-ролевых игр школьников
- Недоразвитие мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
- Крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов
- Сегодня с данными действиями справляется не более 10% детей
- Неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения
- Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.
- Неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, т.е. несформированность определенных мозговых структур, ответственных за формирование общей произвольности
- Низкий уровень произвольности как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными РАО.
- Недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты
- Более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.
- Приобщение детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста
- К началу школьного возраста время просмотра достигает 10—12 тыс. часов, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка-дошкольника все (!) свободное время проходит у телевизора
- В результате возникает особая потребность экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка.
- Обеднение и ограничение общения подростков со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения низкий уровень коммуникативной компетентности
- Если в начале 90-х гг. многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4—5 местах по силе проявления, то в 2009 г. тревожность у 12—15-летних детей вышла на 2-е место, усугубляясь чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя.
- Р отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности
- Накопление отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности
- У подростков происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования
- Ухудшаются возможности избирательного внимания, снижается возможность избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем рабочей памяти
- Несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и самосознания подростком своей взрослости и независимости
- Тенденция к прогрессивному снижению темпов продольного роста тела, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы
- Большую группу составляют дети, для которых характерно проблемное течение психического развития в онтогенезе
- Распространенность основных форм психических заболеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 10—15%.
- Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%; а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5%
- Увеличивается категория одаренных детей, среди них:
— дети с особо развитым мышлением
— дети, способные влиять на других людей, — лидеры
— дети-«золотые руки»
-дети, представляющие мир в образах, художественно одаренные
— дети, обладающие двигательным талантом.
- На первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, т.е. фиксируются новые характеристики в их социальном развитии
- Наблюдаемый сейчас всплеск индивидуализма подростков, вернее ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», сам по себе совершенно не входит в противоречие с их социализацией.
- Серьёзные изменения ценностных ориентаций детей и подростков.
На первый план выходят интеллектуальные, волевые и соматические (здоровье) ценностные ориентации: образованность, настойчивость, решительность, здоровье, внешность;
чуткость, терпимость, умение сопереживать — на последний.
- Нынешние дети позднее проходят через 2 ростовых скачка или 2 кризисных периода развития:
- первый скачок, называемый предростовым спуртом, (6 — 6,5 лет), не как 30 лет назад, а на 7— 8 лет, т.е. на младший школьный возраст
- второй скачок, называемый пубертатным спуртом, связанный с процессом полового созревания, также отодвинулся с V—VI на VIII—IX класс для девочек и девятый-десятый для мальчиков
И все же...
— от 50 до 55% детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше
— это вызывает опасность «перекоса» акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному развитию.