Ибрагимова Л А_МБОУ 'ОКЛ'__DSC_6940   Ибрагимова Лейля Алимовна

педагог-психолог МБОУ «ОКЛ»

Психолог – это специалист с высшим гуманитарным образованием в области психологии, который работает со здоровыми людьми, испытывающими определенные трудности в конкретный момент своей жизни.

Чем психолог отличается от психиатра?

Многие не отличают психолога от психиатра. А отличия есть, и притом существенные. Психиатр — это человек с высшим медицинским образованием, врач, в обязанности которого входит помочь человеку, прежде всего, через медикаментозное лечение.

Психолог же никого не лечит, он не имеет на это права. Психолог помогает словом, анализом ситуаций. В отличие от психиатра психолог работает только с психически здоровыми людьми, нуждающимися в поддержке.

Чем занимается психолог в школе

В работе школьного психолога можно выделить следующие направления:

  1. Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.
  2. Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.
  3. Коррекционно-развивающая работа проводится в виде индивидуальных или групповых занятий, ходе которых психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.
  4. Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
  5. Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).
С какими вопросами нужно обращаться к школьному психологу?

К психологу (как школьному, так и любому психологу-консультанту) имеет смысл обращаться с конкретным запросом по поводу систематически повторяющихся (типичных) трудностей ребенка. При этом желательно четко формулировать, в чем состоят затруднения, например:

  1. «Ступор» при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных работах, при хорошем выполнении таких же заданий дома.
  2. Ребенок систематически нарушает правила поведения, хотя знает их.
  3. У ребенка трудности в общении со сверстниками или учителем (конфликты) и т.п.
Уважаемые Родители !!!

         Психолог не может за родителей (в обход родителей и учителя) исправить нарушения детской деятельности. Внести коррективы в собственное поведение и во взаимодействие с ребенком могут лишь сами родители и учителя. Поэтому все получится лишь в том случае, если вы будете готовы это сделать и приложите все усилия к изменению действий и отношений.  Всё зависит от вас самих!

  1. Психолог не решает Ваши проблемы за Вас, не «выписывает рецепт». Он объясняет ситуацию и совместно с Вами ищет возможные пути решения проблемы. Изменить ситуацию развития ребенка могут только родители и другие близкие ребенку взрослые!!!
  2. Как правило, то, что поначалу родителям кажется исключительно «школьной» проблемой ребенка, на самом деле является следствием либо семейных, либо перекочевавших с более ранних этапов развития ребенка проблем. В таких случаях психолог работает не только и не столько с самим ребенком, сколько с парой «родитель-ребенок».
  3. При работе с психологом Вы и Ваш ребенок занимаете не пассивную позицию «пациентов», а позицию активных, заинтересованных соучастников.
  4. Психолог соблюдает конфиденциальность, он не разглашает информацию, полученную от Вас или от ребенка.
  5. Изучив полученную информацию, психолог может дать рекомендации учителю относительно того, как эффективнее работать с Вашим ребенком.

Нормативно-правовые документы

Выписка из Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Российский ребёнок 21 века

Приоритетные направления психолого-педагогических исследований

в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития

(по материалам исследования РАО и РАМН)

  • 2005 — 2009 г. — резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста
  • Снижение уровня линейного и структурного визуального мышления
  • развитие дивергентного мышления (креативности) снизилось с «хорошего» до «слабого»
  • Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать
  • При этом возрос эмоциональный дискомфорт
  • Сужение уровня развития сюжетно-ролевых игр школьников
  • Недоразвитие мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
  • Крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов
  • Сегодня с данными действиями справляется не более 10% детей
  • Неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения
  • Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.
  • Неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, т.е. несформированность определенных мозговых структур, ответственных за формирование общей произвольности
  • Низкий уровень произвольности как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными РАО.
  • Недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты
  • Более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.
  • Приобщение детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста
  • К началу школьного возраста время просмотра достигает 10—12 тыс. часов, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка-дошкольника все (!) свободное время проходит у телевизора
  • В результате возникает особая потребность экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка.
  • Обеднение и ограничение общения подростков со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения низкий уровень коммуникативной компетентности
  • Если в начале 90-х гг. многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4—5 местах по силе проявления, то в 2009 г. тревожность у 12—15-летних детей вышла на 2-е место, усугубляясь чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя.
  • Р отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности
  • Накопление отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности
  • У подростков происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования
  • Ухудшаются возможности избирательного внимания, снижается возможность избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем рабочей памяти
  • Несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и самосознания подростком своей взрослости и независимости
  • Тенденция к прогрессивному снижению темпов продольного роста тела, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы
  • Большую группу составляют дети, для которых характерно проблемное течение психического развития в онтогенезе
  • Распространенность основных форм психических заболеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 10—15%.
  • Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%; а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5%
  • Увеличивается категория одаренных детей, среди них:

— дети с особо развитым мышлением

— дети, способные влиять на других людей, — лидеры

— дети-«золотые руки»

-дети, представляющие мир в образах, художественно одаренные

— дети, обладающие двигательным талантом.

  • На первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, т.е. фиксируются новые характеристики в их социальном развитии
  • Наблюдаемый сейчас всплеск индивидуализма подростков, вернее ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», сам по себе совершенно не входит в противоречие с их социализацией.
  • Серьёзные изменения ценностных ориентаций детей и подростков.

На первый план выходят интеллектуальные, волевые и соматические (здоровье) ценностные ориентации: образованность,     настойчивость, решительность, здоровье, внешность;

чуткость, терпимость, умение сопереживать — на последний.

  • Нынешние дети позднее проходят через 2 ростовых скачка или 2 кризисных периода развития:
  • первый скачок, называемый предростовым спуртом, (6 — 6,5 лет), не как 30 лет назад, а на 7— 8 лет, т.е. на младший школьный возраст
  • второй скачок, называемый пубертатным спуртом, связанный с процессом полового созревания, также отодвинулся с V—VI на VIII—IX класс для девочек и девятый-десятый для мальчиков

 И все же...

— от 50 до 55% детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше

— это вызывает опасность «перекоса» акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному развитию.